Выбор лодки, ключевые моменты. Часть 1

На просторах интернета мне попался очередной очень хороший материал о выборе лодки, предлагаю ознакомится. Статья довольно большая, поэтому я разбил ее на две части.

Если вы читаете эту статью — значит, вы являетесь энтузиастом яхтинга и приближаетесь к своей заветной цели — покупке парусной яхты. Постараемся найти ответы на вопросы, ведущие к взвешенному решению о приобретении лодки вашей мечты. В основном, при покупке яхты выбор лежит в плоскости вопросов «зачем?» и «что важней?».
Выбор яхты — это всегда компромисс. Яхта — она как женщина, на какие-то минусы мы готовы закрыть глаза, если в целом мы с ней «на одной волне».
Рассматривая выбранные кандидатуры с точки зрения идеологии, безопасности, планировки, простоты управления, доступа основных узлов, сервиса, — будьте придирчивы и взвешены, но не стоит слишком увлекаться поиском «идеала» — его не существует. Иначе покупка яхты может растянуться на годы, а через некоторое время ваши потребности изменятся, равно как и ожидания от яхты.
Опыт показывает, что лучшая яхта – это та яхта из имеющихся на рынке предложений в рамках вашего бюджета, которая готова к выходу.
Размер
Размер имеет значение. Особенно при покупке яхты. Важно определиться с бюджетом, количеством экипажа и вашими предпочтениями по уровню комфорта.

25-30 футов
Меньший размер – это меньшие скорости и уровень комфорта, но при этом лёгкость управления и малые расходы по содержанию. Яхты до 3,5 м шириной можно перевозить на прицепе с разрешением, но без сопровождения. Малые яхты можно хранить на трейлере и специально оборудованных стоянках или даже на автостоянках. Обитаемая часть таких яхт может быть разной: от небольшого рундука для пляжных принадлежностей – до полноценной каюты. Современное яхтостроение значительно шагнуло вперёд в плане эргономичности и обитаемости лодок. Яхта 29 футов может быть замечательно комфортной, с тремя полноценными каютами, гальюном с душем, и человек 185 см ростом сможет стоять в кают-компании в полный рост.

30-40 футов
Самый популярный размер, благодаря сочетанию цена-размер-уровень комфорта-мореходность. Обычно это 2-3 каюты и 1-2 гальюна. Экипаж из 2-4 человек будет чувствовать себя более чем комфортно. Но можно при желании разместить и 6-8 человек. В этих размерах уже поместится полноценный камбуз с холодильником, духовкой и мойкой. Кокпит будет вполне просторным, на носу найдётся место для принятия солнечных ванн и небольшая купальная платформа на корме для водных процедур.

Больше 40 футов
Даже внушительного размера лодку 47 футов можно так оборудовать, что вы сможете легко справиться с ней самостоятельно. Для этого существуют всевозможные вспомогательные системы – закрутки парусов, автопилот и прочее. Яхты 40-47 футов – излюбленный размер для соло-кругосветок, даже безостановочных. Большой размер даёт тот комфорт пребывания в море, который делает морской поход приятным путешествием. Разницы по управляемости между лодкой 34 фута и 47 футов нету. И та и другая могут иметь класс мореходности А – океан. Вопрос только в бюджете и ваших задачах.
Большая парусная яхта – это высокий уровень комфорта, хорошие мореходные качества и престиж. В придачу к комфорту и престижу вы получите более сложные системы и оборудование, сервис которых потребует бОльших материальных затрат. Возрастут и ежемесячные расходы на содержание судна и зимнее хранение.
И надо сказать ещё о таком наблюдении — как показывает жизнь, большие яхты меньше ходят. Чем больше яхта – тем больше хлопот, с ней связанных – организация похода превращается в целую экспедицию. Походите по лодкам своих друзей и найдите свой «золотой размер», чтобы лёгкость на подъём и страсть к приключениям не угасли в будущем.

Разумеется, размер – дело совершенно индивидуальное: и 47 футовые яхты отправляются в одиночные кругосветки (Томаш Чихоцки), и 27-футовые яхты ходят в кругосветные путешествия с экипажем из 4-х человек («Берсерк»), а наш соотечественник Евгений Гвоздёв построил на балконе лодку 3,7 м и успешно обогнул на ней земной шар, не жалуясь на неудобства.

Район плавания
Необходимо определиться с районом плавания.
По способности удаляться от берега можно разделить яхты на прогулочные и крейсерские.
Прогулочные яхты предназначены для прибрежного плавания и имеют легкую конструкцию, небольшой бак для воды, простое навигационное оборудование, рассчитанное на то, что экипаж видит и знает акваторию для прогулок.
Крейсерские яхты — более прочные, и имеют максимум бытовых удобств, отвечая своему основному назначению — крейсерским плаваниям, то есть с удалением от базы.
Существуют четыре проектные категории яхт:
категория А — океанская. Касается судов, запроектированных для долговременного пребывания в море/океане, при условиях, где волна может быть более 4 м, а ветер более 8 баллов по шкале Бофорта;
категория B — морская. Район плавания — открытое море с высотой волны до 4 м и при силе ветра не превышающей 8 баллов по шкале Бофорта; категория С — прибрежные воды. Для плавания в прибрежных водах и заливах, а также для внутренних водных путей при условиях, где высота волны достигает максимально 2 м, а сила ветра 6 баллов по шкале Бофорта;
категория D — для внутренних водных путей. Район плавания — закрытые воды, малые озёра, реки и каналы, где высота волны не превышает 0,5 м, а сила ветра 4 баллов по шкале Бофорта.

Гонка или путешествие?
Постоянное движение вперёд — в природе человека. А время диктует движение вперёд на всё возрастающих скоростях. Прогресс в яхтостроении также идёт по пути увеличения скорости судна.
Гоночные, круизно-гоночные или круизные яхты — какую выбрать? В целом, правило таково, что увеличение скорости судна обратно пропорционально уровню комфорта на борту.

Назначение гоночных яхт – быть быстрыми. Поэтому удобству размещения экипажа и прочностному запасу уделено меньшее внимание. Убранство салона самое аскетичное. Конструкторы, рассчитывая на более высокую квалификацию экипажей, уменьшают вес яхты, форсируют напряжение в её узлах, чтобы достичь максимальной энерговооружённости. С другой стороны, гоночные яхты оснащаются элементами, расширяющими диапазон регулировок, настроек, парусов для того, чтобы яхта шла быстро во всем диапазоне ветров.

Яхты для путешествий имеют прочную, иногда утяжеленную конструкцию, оборудованы приборами для навигации и связи, для отдыха и питания экипажа, иногда имеют и запасное, дублирующее оборудование, если яхта предназначена для длительных походов.
Грань между круизно-гоночной и круизной яхтой весьма тонка. Можно при сравнении яхт углубляться в гоночные коэффициенты, системы обмера IRC и ORC, высоту мачты и площадь парусов. Можно гнаться за более высокими скоростями, если увеличение скорости в полузла-узел для вас принципиально.

Одной из отрицательных черт многих судостроителей есть следование стереотипу «быстрее, значит лучше», что выражается в производстве круизных яхт, похожих на гоночные, в ущерб их реальным мореходным качествам. Выбирая яхту, задайте себе вопрос, нужно ли, чтобы путешествие превращалось в гонку?
Если вашим приоритетом являются походы с удалением от базы – обратите внимание на полноценные круизёры с крепкими корпусами, хорошим парусным вооружением, с высоким уровнем комфорта на борту и классическими обводами, созданные специально для долгих путешествий. А когда очень захочется погоняться — всегда можно это сделать среди яхт своего класса.

Однокорпусная яхта или катамаран
Преимуществами катамаранов являются увеличенная площадь палубного пространства, большая начальная остойчивость, меньшая амплитуда качки, значительная скорость хода, благодаря удлинённым корпусам. Сопротивление таких корпусов значительно меньше, чем корпуса обычной яхты, поэтому катамаран на попутных ветрах, как правило, развивает большие скорости, чем килевые яхты. Крейсерские катамараны, на которых успешно совершают и океанские плавания, могут иметь весьма высокий и ход, и остойчивость. В основу строительства катамаранов положена схема, позволяющая разнести силовую установку, надёжно защищающая судно от механических повреждений. Целый ряд конструктивных мер свел риск переворота некоторых многокорпусных яхт, например крейсерских, практически к нулю.
Парусные катамараны — это и выигрыш в пространстве, и особый комфорт, и уединение — то, чего так часто не хватает на обычных парусных яхтах. Из недостатков можно отметить сложность хождения острыми курсами, и стоимость стоянок в портах, которая практически в 2 раза выше, чем у однокорпусных яхт.

Осадка
При выборе осадки судна необходимо учитывать особенности акватории — если собираетесь подходить к не оборудованному берегу или ваш район плавания мелководный — осадка нужна поменьше. Для путешествий по Балтике идеальная осадка — 1,2-1,8 м. Максимально 2,3 м. Длинный киль увеличивает остойчивость, однако много красивых, но мелководных балтийских шхер будут недоступны при большой осадке.

 

Продолжение читайте здесь.

Материал взят с сайта http://1yachting.ru/?article=11

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Alexey / автор статьи
Загрузка ...
Adblock detector