Ремесленное пивоварение

Все мы знаем о крупных пивных гигантах-производителях: Heineken, Budwieser, Miller и др., но это всё, так называемый, ширпотреб, т.е. товары широкого потребления. Но однажды случилось так, что стандартный ассортимент крупных производителей перестал удовлетворять потребностям массового потребителя и пришло время небольших частных пивоварен, специализировавшихся на производстве традиционных сортов пива.

Ремесленное или крафтовое пивоварение (англ. craft brewery) — это производство пива небольшими или микропивоварнями, которые независимы и придерживаются традиционных рецептов. Впервые термин микропивоварня появился в Великобритании во второй половине 70х годов ХХ века для обозначения нового поколения пивоварен, специализировавшихся на производстве традиционного каскового эля. Первым примером успешной микропивоварни считается предприятие, основанное в 1975 году Биллом Уркухартом (Bill Urquhart) в деревне округа Уиллингбро, расположенного в графстве Нортгемптоншир. Уркухарт считается «отцом» крафтового пивоварения. Сам термин микропивоварня был впервые использован в связи с масштабом производственной деятельности данного предприятия, который был невелик.

Исторически впервые, термин «крафтовое пиво» был использован американским журналистом Винсом Коттоне (Vince Cottone) в 1984 году, в статье “Craft Brewing Comes of Age” (Пивоварение приходит с возрастом) для журнала «New Brewer», однако смысловое наполнение дефиниции «крафтовое пиво», Коттоне сформулировал в 1986 году: «I use the term Craft Brewery to describe a small brewery using traditional methods and ingredients to produce a handcrafted, uncompromised beer that is marketed locally. I refer to this beer as True Beer…» (я использовал термин Крафтовая Пивоварня чтобы описать маленькую пивоварню, использующую традиционные методы и сырьё для производства ремесленного, бескомпромиссного пива, которое продаётся локально. Я назвал это пиво Настоящим Пивом). В своей книге «Good Beer Guide: Breweries and Pubs of the Pacific Northwest» (Хорошее руководство по пиву: Пивоварни и Пабы Тихоокеанского Северо-Запада), Винс рассуждает на тему крафтового пива, как Настоящего Пива, где впрочем допускается использование не соложённого сырья и разных добавок. Подытоживая, он приходит к выводу касаемо дефиниции крафтового пива: «the ideal, uncompromised beer, beer that’s hand-made locally in small batches using quality natural ingredients, served on draft fresh and unpasteurized. It’s not a new kind of beer, even in North America» (идеальное, бескомпромиссное пиво, пиво сделанное в ручную в определённой местности, в небольшом количестве, с использованием природного сырья, подаваемое в разливном виде и непастеризованное. Это не новый вид пива, даже в Северной Америке).

Крафтовые пивоварни появились на рынке тогда, когда массовый потребитель сделал очевидный выбор в сторону многообразия пивного ассортимента. У крафтовых пивоварен имеется ряд преимуществ перед крупными пивными заводами:

  • близость к потребителю позволяет быстрее и с меньшими затратами выявлять потребности покупателей;
  • возможность в кратчайшие сроки менять ассортимент продукции, подстраиваясь под меняющиеся пристрастия рядового покупателя;
  • отсутствие расходов на рекламу или их сильное ограничение (покупатель судит о продукте лишь попробовав его).

Крафтовое пивоварение в России. В настоящее время пивоваренная отрасль России — это более 300 предприятий, более 1590 торговых марок и около 60 тыс. рабочих мест. В 1990-х годах российские любители пива столкнулись с теми же проблемами, что и американские: захват рынка крупнейшими транснациональными корпорациями, диктат своих условий потребителю (производство дешевого лагерного слабоохмелённого пива, в котором полноценный хмель зачастую заменяется хмелепродуктами).

Поэтому уже с начала XXI века в стране наблюдается рост массового интереса к домашнему пивоварению и развитие пивоваренной отрасли в целом (увеличение точек продажи стандартного, разливного и импортного пива). В последнее время развивается производство автоматических домашних пивоварен, которые позволяют автоматизировать в домашних условиях процесс пивоварения.

Данные обстоятельства создали условия для развития ремесленного пивоварения в России. По состоянию на 2011 год доля малых пивоварен в целом составила около 1% от общего объёма произведённого пива. При этом на долю пивных ресторанов приходится лишь около 0,2%. В целом с начала 2001 года происходит консолидация рынка в руках крупнейших корпораций. Однако с начала кризиса в 2008 году ситуация стала меняться: в то время как крупнейшие производители пива стали терпеть убытки, малые компании (в том числе пабы) показывали стабильные показатели выручки. Вероятно, если падение рынка продолжится, то внимание крупных производителей к сегменту будет расти, а пиво крупнейших пивоварен будет всё более похоже на продукцию малых производителей, но его цена будет в несколько раз ниже.

В то же время ремесленное пивоварение всё сильнее развивается в России. И требования покупателя к продукции становятся всё более жесткими. Из всех российских городов в наибольшей степени крафтовое пивоварение развито в Санкт-Петербурге, где существует более 60 малых пивоварен, а также функционирует большое количество контрактных пивоварен.

Alexey I.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Alexey / автор статьи
Загрузка ...
Adblock detector